?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Зеркало-2
avanta64 wrote in ru_chess_art
Тема: идейный предшественник.

В этом выпуске предлагается обсудить волнующую многих тему предшественников, но не в целом (широко), а конкретно (узко) – применительно к использованию термина идейный предшественник.

Чтобы не затрагивать интересы других авторов, обращусь к примеру из собственной практики:
№ 1. И.Агапов, Проблемист Украины, 2010

#3 (7+8)
1.Re4! –
1... ~ 2.Bf4! [3.Se3# (D)] 2...B:f4 3.S:f4# (E)
1...Bc1 2.Re3! [3.Sf4# (E)] 2...B:e3 3.S:e3# (D)
1...Sa~ 2.Rd4+! (A) c:d4 3.Sb4# (B), 2...S:d4 3.Sc7# (C)
1...Sb~ 2.Sb4+! (B) S:b4 3.Sc7# (C), 2...c:b4 3.Rd4# (A)
1...c4 2.Sc7+! (C) Sb:c7 3.Rd4# (A), 2...Sa:c7 3.Sb4# (B)


Из отчёта арбитра (А.Феоктистов): “
Сильного идейного предшественника имеет В53 – J.Brabec, “Lud”, 1963, 1 HM. Это не повод для исключения, но и на отличие в этом случае она претендовать не может.
” Задача В53 приведена выше (№1), “предшественника” к ней привожу ниже (№2):
№ 2. J.Brabec, “Lud”, 1963, 1 HM

#3 (8+7)
1.Kc3! – zz
1...Sd~ 2.Sg5+ S:g5 3.Sc5#, 2...f:g5 3.R:e5# - ABC
1...f5 2.Sc5+ Se:c5 3.Sg5#, 2...Sd:c5 3.R:e5# - BCA
1...Se~ 2.R:e5+ f:e5 3.Sg5#, 2...S:e5 3.S:c5# - CAB
(1...Se6-c7 2.R:e5+, 2.d:c7 - дуаль)

Термин идейный предшественник никогда не имел точного определения, но всегда имел широкое хождение. А означает он примерно следующее: подобное уже было, - что всегда звучало как приговор! Буквальное толкование приводит в итоге к следующему определению: “более ранняя задача с такой же идеей”. А что такое идея? В широком смысле (применительно к шахматам) идея представляет собой ЦЕЛЬ отдельного хода, манёвра, плана. В более узком смысле (применительно к шахматной композиции) идеи материализуются в тактические идеи – первоэлементы содержания задачи, которые основаны на ослабляющих и усиливающих моментах. Не так давно Сергей Дидух очень образно сравнил их с кирпичиками, из которых строится здание задачи (этюда). Для меня бесспорно следующее: идеи являются общими для всех! Даже если кто-то первым нашёл, сформулировал или воплотил какую-либо идею, то всё равно она (идея) становится общим достоянием всех композиторов. Вот средства выражения идей могут быть действительно разными…

Вывод: термин идейный предшественник – бессодержательный, а потому не пригоден для оценки композиций.
***


  • 1
Игорь, совсем недавно в Кузнице-16 Вы приводили замечательные слова именитого проблемиста G.Bakcsi: "Я всегда говорил ученикам, что в нашем прекрасном искусстве самое главное – это правда, задача должна быть правильной и чистой. Поэтому я никогда не сержусь, если кто-то находит лучший вариант моих задач."
К чему я? Заострю внимание на слове, ПРАВДА. Правда заключается в том (на мой дилетантский взгляд), что любое улучшенное изменение композиции (даже связанное с перемещением одной лишь фигуры) должно быть зафиксировано(!) и этому факту дана оценка в виде упоминания автора, предложившего улучшение. Естественно автор произведения остается прежний. Незначительно улучшенное произведение не может участвовать в конкурсах оригинальных произведений.
Существенное улучшение конструкции и самого механизма задачи, по природе, несет в себе субъективную составляющую оценки авторства. Здесь хоть тысячи копий попереломайте к единому знаменателю никогда не прийти. Поэтому этот вопрос придется перевести из области расчета в область этическую, где немаловажную роль играет ПРАВДА. Правда в первую очередь должна исходить от автора предложившего улучшение, заключающаяся в том, от какой задачи он оттолкнулся, и довести ее до судьи (арбитра). Следующая правда должна исходить от судьи, который правильно оценит вклад автора предложившего улучшение (не короткой «отмазкой», например, 10 похвальный отзыв, а развернутым объяснением истории создания композиции).
В советское время в ходу было хорошее слово «РАЦИОНАЛИЗАТОР». На мой взгляд, Вы сделали рационализаторское предложение к задаче J. Brabecа. Как зафиксировать это на диаграмме, ума не приложу: толи, так как получилось, с Вашей фамилией над диаграммой, толи нужно добавить в скобках (по J. Brabec, 1963). Просто в отчетах и сборниках необходимо давать больше информации о композициях, и каким образом они создавались, а история расставит всё по местам.

  • 1