?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
АКТЁРЫ И ИХ РОЛИ
aistchess wrote in ru_chess_art


Такую книгу приятно держать в руках. Я говорю о книге Василия Лебедева «Актёры шахматной доски. Этюды об этюдах», которая еще пахнет типографской краской, поскольку она только-только вышла в Ростове-на-Дону.
И тот, кто даже не успел прочитать в ней ни строчки, не может не обратить внимания на то, насколько она хороша. Уже при первом же взгляде на неё. Переплёт с обеих сторон сделан так, что сразу понимаешь, на какую аудиторию она рассчитана, – на широкий круг любителей шахмат. Будь ты начинающий шахматист или гроссмейстер. Так там и написано. Это для них ориентиром может стать картинка с шахматными фигурами на переплёте, которым по воле автора книги суждено стать актёрами и играть свою роль на шахматной доске.
На то, что книгу будут читать шахматисты, указывают и форзац, и нахзац. Эти двойные листы бумаги, соединяющие блок книги и ее переплетенную крышку с обеих сторон, не белые, как бывает иногда. На них репродукции картин. Конечно же, на шахматную тематику.
Короче говоря, если ты поклонник древней мудрой игры, то садись в кресло с книгой в руках и читай. Конечно, формат книги вовсе не дорожный. То есть ее не положишь в карман. Однако читать её в пути можно вполне. В том смысле, что шахматную доску на столе и на коленях раскладывать не придётся.
И дело вовсе не в том, что есть шахматисты, которые хорошо играют вслепую или умеют хорошо видеть даже многоходовое решение этюда, если у них перед глазами диаграмма доски с фигурами. Дело в том, что Василий Лебедев для облегчённого чтения написал свою книгу так, что через три хода решения этюда, а то даже и через два хода или один ход появляется новая диаграмма. И можно читать книгу, смотреть этот спектакль на шахматной доске совершенно непринуждённо. Не надо держать в напряжении память. Тем более, когда вдруг увидишь какой-то ошеломляющий ход.
Короче говоря, книгу, в которой 232 страницы из белоснежной бумаги, можно прочитать на одном дыхании, хотя надо признать, что эта книга не для скорочтения. Даже если ты шахматист высокой квалификации. Её нужно читать не спеша, вдумчиво, с паузами.
Именно для того, чтобы не забыть, где остановился в последний раз, у книги есть даже узкая ленточка-закладка, которая, как я узнал только при написании этой рецензии, называется ляссе. Всё, в том числе и такая мелочь, как ляссе, указывает на то, что книга была написана и сделана с душой. Всё в ней продумано от начала до конца. И не случайно автор свой труд посвятил памяти самого близкого ему человека – отца, поэта Гарри Лебедева.
Но при том, что форма всегда важна, содержание всё-таки важнее. И потому не буду слишком увлеченно рассказывать о книге, только как об отличном образце полиграфической продукции. Далее нужно сосредоточиться на том, каково содержание книги и кто её автор.
Книга эта о шахматной композиции, об этюдах, а автор её – сам шахматный композитор и этюдист. И если исследуешь базы шахматной композиции, то обязательно найдешь его творения. Однако я считаю, что Василий Лебедев сейчас получил известность среди шахматных композиторов и даже шахматистов-практиков всей планеты в том числе и как авторитетный комментатор шахматных этюдов.
С появлением интернета у людей появилась и хорошая возможность «тусоваться» в сети по интересам. Однако не кто-то другой, а именно Василий Лебедев из Ростова-на-Дону с большой охотой взялся обозревать конкурсы этюдов на своей странице в Фейсбуке. И у него это прекрасно получилось. Теперь уже многие ждут, что напишет Василий в своем обзоре. Объективности ради нужно сказать, что этим же делом столь же хорошо и ответственно заниматься и украинский этюдист Сергей Дидух в своём блоге. Однако делает он это более жестко.
Обзоры Василия Лебедева тем и хороши, что они не отбивают охоту составлять этюды, даже если в комментариях есть что-то критическое. Он делает это доброжелательно. И потому это настоящий пропагандист шахматного этюда в самом лучшем понимании этого слова.
Желание высказать свои мысли по тому или иному этюду, поделиться ими с другими шахматистами подтолкнуло Василия и к тому, что он решил написать книгу. Он объясняет это уже на первых страницах. Дескать, пришло время. И нужно теперь «попытаться передать те шахматные и литературные мысли и эмоции, ассоциации и реминисценции, что возникали при разборе, решении и составлении».
Само по себе желание написать книгу ничего не значит, если сказать нечего, если не знаешь, как это преподнести читателю. А Василию было что сказать. Он для начала не мог не поделиться своими воспоминаниями о том, как в молодые годы посещал шахматный клуб, собирал библиотеку шахматной литературы и использовал искусственный интеллект компьютеров для анализа шахматных позиций.
Однако он взялся за перо при написании книги не как шахматист-практик, а как этюдист. И замысел книги, как таковой, оформился у него именно как подборка хороших этюдов разных авторов, которые объединены по одному принципу. И принцип этот в том, что для каждого поля шахматной доски Василий Лебедев подобрал такой этюд, в котором ход-пуанта в решении будет сделан именно на нём.
«Актёры шахматной доски» Василия Лебедева я осмелюсь сравнить по структуре с «Декамероном» Джованни Боккаччо. В том смысле, что обе книги, с моей точки зрения, представляют собой особым образом выстроенные новеллы. Только в книге Василия Лебедева их не 100, а 64. То есть столько, сколько клеток на шахматной доске, по которой передвигаются фигуры-актёры.
Движение это полностью соответствует решению этюдов, которые отобрал автор. В книге представлены произведения классиков этюда А. Троицкого, Л. Куббеля, Г. Каспаряна, В. Брона, В. Королькова, А. Ринка. Отобраны для книги и этюды наших выдающихся современников, каковыми я считаю Ю. Базлова, Д. Гургенидзе, С. Дидуха, О. Первакова. Для кого-то эти этюды могут быть и не в новинку. Однако в том-то и прелесть этой книги, что даже на хорошо известные этюды всем предлагают посмотреть опять под тем углом, под которым их рассматривал автор.
Не сомневаюсь, что книгу будут читать с интересом те, кто… успеют её купить. Надо признать, что у неё есть всё-таки один недостаток. Тираж очень маленький. Всего сто экземпляров! Будем надеяться, что автор поработает над ошибками. Насколько мне известно, то он уже работает над другими книгами. Хочется, чтобы они, когда увидят свет, были изданы большим тиражом.
Метки:


  • 1

Этюд - это сказка

Этюд - это сказка,
Итог волшебства.
(Шахматный этюд. Роман Винокур)

Понятно, что 100 экземпляров это капля в море, поэтому повторю мысль высказанную мной в фейсбук: после реализации всех тиражей предлагаю автору выложить книгу в электронном виде, чтобы всему народу можно было примкнуть к "хороводу".

Хороший пост! Неплохо бы если с выходом каждой книги информировать почитателей. В Украине много печатают книги по шахматной композиции и в России, к великому сожалению, не ведают об их существованиях.

Поддерживаю! Только, чтобы написать, книжку на руках нужно иметь. Причем, не автору :)

С чувством юмора у автора сей книги всё в порядке, приятно читать:
«У чёрных и так материала не хватает, да ещё и слон в начальном положении под боем находится. Слава Каиссе, что очередь хода сейчас за ними. Поэтому стартовый ход ясен: 1...Сс3+. Что делает король на а5 и как он туда попал, никто не знает. Даже автор сей композиции. Но раз попал, и попал, что называется, конкретно, то надо его спасать и выручать.»

Да, верно - с юмором у автора книги отлично! Как подтверждение этого, стоит еще добавить, что процитированный фрагмент касается этюда самого автора книги, и над диаграммой этого этюда указано "Публикуется в первый и последний раз" :))

  • 1